понедельник, 9 декабря 2013 г.

Раннее изучение английского языка в студии (pro et contra)

Наблюдала я недавно такую картину: молодая, эффектная мама тащит из садика за руку малышку 3-4 лет. Мама торопится, сердито говорит: «Маша, мы опять на английский опоздаем, Марина Валентиновна снова будет ругаться!» А Маше совсем не до английского, она рассматривает веточку, которую заморозило инеем (у нас сейчас -15º и все деревья стоят в инее, как заколдованные, это состояние природы у нас на Севере называют Берендеев лес). 

Так вот. Веточка невероятно красивая, вся  в маленьких снежных прожилках, которые тают под рукой. Для трехлетнего ребенка это открытие, причем поважнее даже закона всемирного тяготения! Но маме не до открытий, она опаздывает на развивающие английские занятия! И ее можно понять, она хочет обеспечить дочке стабильное будущее, гарантировать успешную карьеру… Да и вообще, без английского сейчас никуда.

Но давайте подумаем о том, какой «образ» английского языка останется у Маши? Какие она сохранит в своем сердце ассоциации? «Давай скорее», «Будут ругаться» плюс чувство сожаления от того, что не дали рассмотреть, почувствовать, порадоваться. Конечно, весь этот негатив с лихвой можно окупить, если нашей Маше повезло и  пресловутая «Марина Валентиновна» - педагог от Бога,  разрешает детям на занятии двигаться, говорить, а самое главное – ИГРАТЬ! Но, как правило, занятие английским языком даже для трёхлеточек – это уже парты, рабочие тетради и заучивание, заучивание, бесконечное заучивание…

Что мне хочется сказать по этому поводу.


В заголовке написала ИЗУЧЕНИЕ вместо ОБУЧЕНИЯ. Объясню почему. На мой взгляд, научить или обучить можно, например, завязывать шнурки или держать правильно карандаш. Это определенный навык, отсутствие или наличие которого легко установить. А вот возможность говорить на языке - это не шнурки, это комплекс умений, навыков и знаний. Это и говорение, и понимание и письмо и даже думание (да простят меня поборники литературного русского языка). Но именно умение думать на языке (не переводить в голове, а рождать мысли сразу на неродном языке) это, на мой взгляд, и есть вершина владения любым иностранным языком. 

Я всегда спрашиваю, когда ко мне приходят заниматься языком или приводят ребенка: зачем мы учим язык?


Вариантов ответов много: Для взрослых целью является, как правило, туризм или бизнес. В этом случае обучение проходит продуктивно и через 2-3 месяца взрослый человек начинает вполне уверенно говорить на иностранном языке. В первую очередь благодаря четкой мотивации, когда человек сам уверен в том, что ему необходимо заниматься языком.

Для ребенка мотивацию нужно создавать. И, пожалуй, чем более ответственно родители подойдут к созданию мотивации, тем более успешным и лёгким станет изучение языка.  Родительские фразы, которые мне не раз приходилось слышать: "Без английского сейчас никуда, потом спасибо скажет", "Я не знаю английского, так пусть он/она хоть выучит", "В школе проще будет учиться, уроков меньше придется делать". Нередко родители сами не знают, зачем их ребенку в данный момент владение английским языком - откуда это может знать их ребенок?  И если ребенку не повезло с учителем,  начинается никому не интересная рутина: зубрёжка и письменные задания. 


Как убедить малыша в том, что иностранный язык - не обуза и не повинность? Как сделать так, чтобы ребенок САМ захотел учиться? На самом деле, ответ очевиден: детям всё нужно объяснять через сказку, а  ведь иностранный язык это доступ в совершенно другой мир, чем же это не сказка?! Мир, где люди живут, думают и говорят совсем не так, как мы.  Вини-Пух и Паддингтон, Робин Гуд и Алиса в стране чудес – все эти любимые детские герои говорили и понимали только по-английски! 


 На мой взгляд, самое главное – сделать для ребенка очевидной мысль, что другой язык, не родной для него – не хуже и не лучше, чем родной. Просто он другой. Он располагает другими средствами, может быть трудным или лёгким, благозвучным или не очень. Но это в любом случае всего лишь СРЕДСТВО общения людей. 

Я хочу донести до ребенка мысль, что владение языком открывает для нас новые горизонты: мультфильмы и книжки, песенки, стихи, всё это оказывается не только отличным средством в изучении языка, но и замечательной целью его изучения. 

  Дорогие родители, призываю Вас тщательно обдумать все  «за» и  «против» раннего обучения детей английскому языку в студиях и у репетиторов. В любом случае, побывайте на занятиях вместе с ребенком! Оцените степень участия ребенка, его заинтересованность процессом, активность детей на занятии. Я убеждена, что для 3-5 летних детей недопустимы занятия за партами, да и вообще принудительное "сидение" дольше 10 минут в одной позе - это же просто пытка для малыша! Не лучше ли Вам дома позаниматься? Поиграть? 

Я ни в коем случае не утверждаю, что все студии английского языка плохие и не водите туда детей никогда-никогда! Я сама ходила на английский с трёх лет. Мы бегали, играли и пели на занятиях, я вспоминаю Элеонору Эдуардовну с огромной благодарностью и теплотой. Поэтому и говорю, сходите на занятие вместе с малышом. Если "что-то не то", лучше занимайтесь дома. Сейчас я готовлю серию статей о домашнем обучении английскому языку, там будут и тематические задания и игры и музыкальные занятия. Очень надеюсь, что кому-нибудь они пригодятся, а ребенок Ваш сможет и рассмотреть интересную веточку  и  "загореться" иностранным языком.
О том, как Груффало может помочь в изучении языка можно почитать тут. А подборка колыбельных на английском языке имеется здесь.

А если Вы решили изучать немецкий, эта и эта статьи Вам в помощь! 




Комментариев нет:

Отправить комментарий